Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Молодость – этап перехода личности на новый этап в отношении профессионального определения, социальных взаимоотношений, самовосприятия, построения своей идентичности. Данный этап рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке как один из кризисных этапов для формирующейся личности. Нередко появляются новые, ранее не возникающие проблемы (переутомления, трудоустройства, партнёрских отношений, мировоззрения), что «вскрывает» противоречия и «напряжения» в отношениях с окружающими людьми, которые ранее подавлялись или не осознавались. Новое восприятие себя и мира в сочетании недостатком опыта нередко вызывает эмоциональные реакции, которые не всегда контролируются молодым человеком, с которыми он не всегда может эффективно справиться, и изменения в поведении личности, которые иногда «удивляют или пугают». Протестное поведение, избегание (зависимости), инфантильные способы совладания со стрессом, переводят молодых людей в категорию «трудных», девиантных, молодых людей с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение может проявляться по-разному в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей, от социальной ситуации развития личности. Это аддикции, непослушание, «прогулы» учебы, агрессия разных видов (начиная от самоагрессии, до физической и сексуальной агрессии, направляемой вовне), эпатажное поведение, замкнутость и др. Так или иначе, девиации, имея своей причиной социальные условия развития личности, индивидуальные особенности индивида, травматичный опыт и т.д., проявляются на уровне поведения и рассматриваются, в первую очередь, как поведенческие отклонения.
Проблема девиантного поведения и поиска направлений профилактики и коррекции данного явления, не теряет своей актуальности в современных социальных условиях, характеризующихся особой стрессогенностью. Рост цифровых технологий меняет общество, меняет формы социального взаимодействия, его качественные и количественные характеристики, меняет психологию индивида, ускоряет пространство и время, увеличивая тревожность, повышая нагрузку на психику. На разных уровнях указывается наличие проблемы духовного и социально-экономического кризиса современного российского общества в частности, в котором сохраняются сбои в функционировании важнейших институтов социализации и социального контроля: семье, образовательной системе, в системе правоотношений. В таких условиях, социализация молодого человека может проходить деструктивно, с проявлением девиаций. Родители уже педагоги не всегда являются авторитетом для личности, кроме того, девиации – маркер неблагополучия в социальных отношениях личности (с семьей, с окружением, с социумом). Косвенное влияние и сопровождение личности на данном этапе может рассматриваться как профилактика девиантного поведения молодежи. Необходима выработка качественной технологии работы с молодежью по профилактике девиаций в таком важном институте социализации, как образовательная организация.
Однако работ, посвященных профилактике девиантного поведения молодежи в образовательных учреждениях (в ВУЗах и учреждения среднего профессионального образования) относительно не много. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью снизить количество девиаций среди молодежи (студентов) и недостаточностью методических разработок профилактики девиантного поведения молодежи в данных образовательных учреждениях.
Из противоречия вытекает проблема – какова роль образовательного учреждения в профилактике девиантного поведения молодежи?
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Роль образовательного учреждения в профилактике девиантного поведения молодежи».
Объект исследования: девиантное поведение молодежи.
Предмет исследования: роль образовательного учреждения в профилактике девиантного поведения в среде молодежи.
Цель исследования: на основе анализа результатов теоретического и эмпирического исследования разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения в учреждении профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие девиантного поведения;
2. Проанализировать характерные черты юношеского возраста;
3. Изучить деятельность образовательного учреждения по профилактике девиантного поведения молодежи;
4. Реализовать опытно-поисковую работу по профилактике девиантного поведения в учреждении профессионального образования.
Гипотеза исследования: у молодых людей со склонностью к девиантному поведению и без склонности к нему, выявляются различия личностного развития, в контексте анализа таких сфер, как эмоционально-рефлексивная, когнитивная, коммуникативная, ценностно-мотивационная, поведенческая.
Требуется разработка и внедрение программы, включающей в себя методы: групповые дискуссии, мини лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие в парах и тройках, упражнения на отработку вербальных и невербальных средств коммуникации, приемы активного слушания, аргументации, позитивного отношения к партнеру будет способствовать снижению девиантного поведения среди студентов.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ и синтез литературы по проблеме исследования, обобщение;
- эмпирические: тестирование, наблюдение.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами профессиональных образовательных учреждений с целью профилактики девиантного поведения молодежи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1.Понятие девиантного поведения
Термин «девиантное поведение» возникает впервые в культурологических исследованиях Я.И. Гилинского, который рассматривал «девиантное» поведение, как отклоняющееся от условной нормы, установленной в обществе и обусловленной особенностями исторического развития и культуры [7].
В рассмотрении автора, термин «девиантное» выступает тождественным понятию «отклоняющееся». Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев подчеркивают, что определить девиантное поведение однозначно, достаточно сложно.
В отечественной и зарубежной науке в качестве «девиантного» рассматривается делинквентное, деструктивное, асоциальное, криминальное, дезадаптивное, зависимое, деструктивное, неадекватное, отклоняющееся, нетипичное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально-дезадаптированное и т.д. [8].
Характеристиками, которые могут рассматриваться как содержательные, являются следующие.
Девиантное поведение включает деятельностный компонент – это действия и поступки, которые не «вписываются» в рамки общепринятой морали, правовых норм, правил и ожиданий относительно поведения индивида в обществе. Эти правила установлены исторически, на основе культурных и социальных традиций конкретного общества.
В то же время девиантное поведение включает феноменологический критерий и представляет собой социально-психологическое, психолого-педагогическое явление, социальный феномен, выраженный в устойчивых и массовых формах деятельности индивида в социуме.
Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев говорят о том, что для общества отклонения от условной нормы – амбивалентны. Если речь идет о девиациях несущих прогресс (конструктивное отличие от правил), во все времена присущие людям талантливым, гениальным, одаренным, прогрессивным, «революционерам» в науке и культуре, в частности – это положительное социальное явление. Если же девиации несут разрушение (агрессия, нарушение прав и границ Другого) – они деструктивны для общества и личности [7].
В рамках психологии, психиатрии, педагогики, термин «девиантное поведение» также остается довольно размытым, и приобретает характеристики, «преломленные» в рамках конкретной науки.
Так, медицинская психология и психиатрия под девиантным поведением зачастую понимает патологические поведенческие проявления, вызванные нарушениями личностных структур: суицид, нарушения закона, аддиктивное поведение, сексуальные девиации (проституция), поведенческие нарушения, связанные с психиатрическими заболеваниями (шизофрения, биполярное расстройство, психопатии).
Педагогика рассматривает в качестве девиаций аспекты педагогической запущенности, трудности с обучением, трудности, связанные со спецификой образовательно-воспитательного процесса. Психология в качестве девиантного рассматривает поведение, нарушающее адаптацию, устойчивость, социальное взаимодействие личности, при этом нередко, акцентируя внимание не на коррекции поведения, а на причинах, следствием которых становится это поведение.
Т.Г. Визель с соавторами в своем исследовании разделяет обозначенные выше подходы, уточняя специфику каждого отдельного направления, определяющего девиантное поведение.
Так, в педагогическом рассмотрении, девиантное поведение определяется как отличное от принятых в определённом социуме (класс, коллектив, группа) правил, опирающихся на принятые в данном социуме нравственные и культурные ценности. Для личности по каким-то причинам представляется трудным или невозможным усвоить и воспроизводить гласные и негласные правила, закрепленные в социальном пространстве, в котором он находится в данный момент, начиная от микросоциума (семья, группа приятелей) до общества, в котором он растет и развивается на более глобальном уровне (страна, народ, мир).
С точки зрения клинической психологии и психиатрии, девиантное поведение рассматривается как отклоняющееся от социальных норм и проявляющееся в поведенческих и вербальных реакциях, неожиданных и неадекватных ситуации и времени. Девиантное поведение может проявляться как у условно здорового психически человека, так и в ситуации наличия психической патологии индивида, а также при пограничных расстройствах личности и психики.
Психологические девиации, рассматриваются как отклонения от социально-психологических и нравственных норм, возникающие в силу субъективного непринятия / непонимания данных норм, проявляющиеся в деструктивных действиях, направленных на себя либо на конкретный объект, субъекта социального взаимодействия [4].
Таким образом, все обозначенные определения, имеют один общий фактор – нарушение социальных (морально-нравственных) норм. В качестве социальной нормы М.А. Ковальчук и И.Ю. Тарханова рассматривают некий обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент, использующийся для регулирования отношений в обществе, для социализации индивида. Социальные нормы формируются в определённых культурных, исторических, общественных условиях и обладают определённой стабильностью, однозначностью, преемственностью, динамичность, возможностью измерения, воспитательной, организующей и коррекционной способностью [11].
Усвоение социальных норм, одним из видов которых являются, в частности, моральные нормы, происходит постепенно, по мере взросления и воспитания, социализации индивида в сложных условиях необходимости соотношения и примирения нормативных позиций личности и требований социальных норм. Сложность принятия социальных норм обусловлена тем, что они достаточно стабильны, а опыт личности относительно уникален, индивидуален. Формирующаяся личность может не «вписываться» в социальные нормы на определенном этапе и в силу положительных индивидуальных особенностей, нестандартности мышления, оригинальности, таланта, смелости, высокой нравственности, идеализма, «выбиваться» из общего, «усредненного» варианта нормы.
В отклоняющемся поведении, согласно В.Е. Каган, существуют три обязательных компонента: социальные нормы, субъективные особенности личности, специфика конкретной ситуации. При столкновении данных элементов, «включаются» девиации. Важной причиной девиантного поведения становится несоответствие норм и требований общества и возможностей личности, а также несовпадение норм и требований, предъявляемых социумом, субъективным ценностям и мотивам конкретной личности[5].
В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А.Невский различают девиантных юношей, которые относятся:
к категории педагогически запущенных;
к категории социально запущенным (дети в ситуации изоляции от социума, с социальной депривацией, испытывающие трудности в удовлетворении основных потребностей – еда, безопасность, собственное пространство и т.д.);
к категории нравственно испорченных[4].
Т.В. Буйневич выделяет среди девиантных учащихся следующие категории: глубоко педагогически запущенные, учащиеся с эмоциональными нарушениями; конфликтные (трудные) [1].
И.С. Ганишина на основе анализа психолого-педагогических источников выделяет основные формы проявления девиаций в поведении учащихся: попытки уйти из дома, стремление к бродяжничеству, аддиктивное поведение с акцентом на употреблении ПАВ, игнорирование учебных и трудовых поручений, выраженная агрессивность, самоагрессия и суицидальное поведение, жестокость на разных уровнях и разнонаправленная, безнравственность и несвоевременность сексуальных проявлений, криминальные действия корыстного характера, разрушения, порча имущества, вандализм, задержания полицией.
В зарубежной науке девиантное поведение нередко рассматривается во взаимосвязи с криминологией, как нарушение закона и как делинквентное поведение.
Л.П. Шнейдер выделяет два вектора в рамках рассмотрения девиантного поведения:
отклоняющееся от норм психического здоровья, засматривающегося как психопатология либо выраженная акцентуация (депрессивные тенденции, биполярные расстройства, выраженные фобии, зависимости и т.д.);
отклоняющееся от норм, принятых в рамках культуры и социума, нарушения правовых норм, которые выражаются в соответствующих поступках и /или преступлениях.
При нарушении закона, речь идет о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [16].